Малый бизнес против экстремизма
Среда формирования и развития малого IT-бизнеса - Глобальная сеть и социальные сети в частности - становится зоной распространения экстремистских материалов. В связи с чем ведущие предприятия отрасли вынуждены все больше внимания уделять противодействию данной тенденции.
Может ли малый бизнес оказать какое-либо влияние на развитие ситуации?
ФЛАГМАНЫ, ВПЕРЕД!
В декабре 2015 г. Роскомнадзор анонсировал начало работы системы по анализу контента интернет-изданий в 19 регионах РФ.Пока система работает в тестовом режиме и нацелена на выявление материалов, противоречащих законодательству РФ. Полномасштабный ввод системы действие намечен на конец 2016 г.
Заметно дальше продвинулся частный бизнес. Например, один только "Твиттер" заблокировал 125 тыс. микроблогов, на которых размещалась информация экстремистского характера. Аналогичные программы реализуются Google, "Фейсбук" и т.д.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ И ИЗ РОМАНСЫ
Важнейшая задача - пресечение финансовой подпитки экстремистской деятельности. В частности, путем ограничений на использование криптовалют и электронных платежных систем.
Причем эти меры предлагаются в тот момент, когда социальные сети и IT-бизнес приступили к созданию собственных платежных систем. Китайская корпорация "Али-Баба" запустила сервис электронных платежей и интернет-банк еще в прошлом году. Аналогичные решения проводит в жизнь и корпорация Facebook. Нечего и говорить о том, что эти меры удобны для малого предпринимательства и способствуют развитию IT-бизнеса в РФ.
Попытки же ограничить услуги электронных платежей напоминают недавнюю компанию по выводу игорного бизнеса в специально зарезервированные зоны. Инициаторы компании апеллировали к общественному мнению, указывая на необходимость предупредить "отмыв" нелегальных средств через казино, покерные клубы и т.п. А что, указанные специальные зоны обладают иммунитетом от такого "отмыва"?
В результате многие регионы РФ лишились доходов в бюджет от предприятий игорного бизнеса. Любители же азартных и интеллектуальных игр продолжают играть онлайновых румах, зарегистрированных за рубежом и там же платящих налоги.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
Разумеется, малый бизнес не может влиять на финансовую или цензурную политику в отношении экстремистских проявлений. И мы далеки от того, чтобы предложить руководителям малых предприятий, скажем, обязать своих сотрудников ежедневно в течение получаса просматривать сетевой контент на наличие в нем криминогенной информации. Эта задача решается другими организациями и другими методами.
Но есть еще одно направление противодействия экстремизму, на котором усилия малого бизнеса могут принести значительный эффект.
Неоднократно, в т.ч. на самом высоком уровне, говорилось о том, что экстремизм зарождается там, где люди лишены перспективы, где ограничена экономическая самодеятельность населения. Попросту говоря, людям нечем заняться. И вовлечение населения таких регионов в малый бизнес - ведущий фактор предупреждения экстремизма.
Но малый бизнес не резиновый. Чтобы создавать новые рабочие места, он должен развиваться.
БИЗНЕС-АНГЕЛЫ! НА ВЗЛЁТ!
Так что препятствует развитию малого предпринимательства?
Отнюдь не кредитные ограничения или отсутствие доступа к промышленному оборудованию: эти проблемы давно решены. Главное препятствие развитию малого бизнеса - отсутствие рынка сбыта.
Поясним на таком примере. В Пензенской области (700 км от Москвы) существует село Атяшево, где производят сувенирную расписную игрушку. Но рынок самой области для сбыта этой игрушки узок: больше 50-60 экз. в год продать проблемно. Открыть представительство в Москве атяшевские умельцы не могут: слишком дорого. Рассчитывать на то, что пассажиры проезжающих поездов будут расхватывать игрушку в привокзальном павильоне - наивно.
В одном из сел соседнего региона сохранился уникальный промысел по валянию валенок. Но и их в своем регионе не удаётся сбывать в достаточном количестве.
Если бы производители игрушек и валенок договорились о том, чтобы сбывать в своих привокзальных павильонах продукцию друг друга, то их рынок сбыта расширился бы в два раза.
Но эти люди просто не знают друг о друге.
Понятно, что в других областях и республиках, краях есть свои малые производства со своими уникальными товарами. Которые также не находят сбыта.
Шанс IT-бизнеса в этих условиях - сделать так, чтобы эти люди узнали друг о друге. Наладили кооперацию.
Создать электронные торговые площадки специально для реализации продуктов народных промыслов - начиная от валенок и кончая, допустим, авторскими рингтонами для мобильных телефонов. Создать службу бизнес-"ангелов", которые поддерживали бы эти электронные площадки или реальные товарно-сервисные биржи и развивали их.
На первых порах такой бизнес будет малодоходным или убыточным. Но власти регионов заинтересованы в росте занятости населения и снижении социальной напряженности. От них стоит ожидать финансовой и организационной поддержки таких инициатив. Дело за информационно-технологическим обеспечением подобного рода "сбытовой кооперации" и за конкретными предложениями со стороны уже сформировавшегося малого предпринимательства.