Один неверный шаг

Один неверный шаг

Когда перед руководством страховой компании "Несчастный случай" встал вопрос о назначении нового главы одного из региональных представительств, позиция коего внезапно оказалась вакантной, долго выбирать не пришлось: в городе, где располагалось представительство, специалистов нужной квалификации попросту не было. Решили прислать молодого способного менеджера из центрального офиса.


Кандидатура Михаила Лесного была одобрена без долгих обсуждений. Он оказался одним из немногих менеджеров нужного уровня, кто к тридцати с небольшим годам еще не успел обзавестись семьей, а значит, был не особенно привязан к месту. Остальные несемейные сотрудники либо недостаточно подходили для данной должности по формальным критериям, либо наотрез отказывались покидать город.

Процедура ассесмента, дополнительного обучения и знакомства с особенностями должности не заняла много времени, и вскоре Михаил уехал к месту своей новой работы. Там он принял дела, познакомился с подчиненными и доложил о том, что во вверенном ему подразделении все нормально. В головном офисе решили, что кадровая проблема, пусть и не очень серьезная, решена. А проблемы, между тем, только начинались.

В официальной обстановке 

Спустя некоторое время после вступления в должность Лесной развил бурную деятельность: сделал бизнес-процессы более формализованными, ввел прозрачную и четкую систему отчетности, произвел кадровые перестановки - руководствуясь опытом работы в головном офисе. Нескольких сотрудников, показавшихся не соответствующими новой корпоративной культуре, уволил.

Но работа первого лица представительства не ограничивается лишь общением с подчиненными. Михаилу приходилось взаимодействовать с клиентами, партнерами, а также с органами региональной и федеральной власти. Ведь решать все возникающие по ходу вопросы - и есть задача директора. Но именно она оказалась Лесному не по силам. Как стало ясно в процессе работы, предшественник Михаила немало времени уделял налаживанию неформальных связей с должностными лицами и, судя по тому, что до прихода Лесного филиал был в числе лучших, в этом преуспел. Однако как повторить успех предшественника на этом поприще, Лесной себе просто не представлял. Чиновники и главы компаний встретили менеджера довольно сухо, неофициальных контактов так и не появилось. Однако надеяться на поддержку подчиненных в этом вопросе тоже было нельзя: они, обиженные на Михаила за не в меру ревностное исполнение своих обязанностей, неохотно шли ему навстречу и не демонстрировали страстного желания помогать решать его проблемы - даже при том, что последние становились проблемами компании, и довольно серьезными.

В офис Лесного одна за другой зачастили проверки, находящие разного рода "мелкие" нарушения. Компания не успевала платить штрафы. Дальше - больше. Одна из местных компаний инициировала судебный процесс против филиала по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства, и хотя по всему выходило, что команда Лесного права в данной ситуации, органы судебной власти приходили к несколько иному выводу.

Разумеется, директор держал в курсе всех событий головной офис. Для высшего менеджмента оказалось неожиданностью, что Лесной, ранее так хорошо проявлявший себя на предыдущей должности, внезапно спасовал и оказался неспособен справиться с непредвиденными трудностями.

Обвал и прорыв 

Консультанты, проведя анализ ситуации, указали на серьезный просчет: дело в том, что Лесной обладал всеми качествами, необходимыми руководителю оперативного звена, но до стратегического уровня, тем более регионального масштаба, явно не дотягивал. Надо было немедленно решать, что делать. Лесного сняли с должности. Раздавались, правда, предложения оставить его пока ведущим специалистом или руководителем одного из подразделений в представительстве, но от такого шага решили отказаться - это могло дестабилизировать обстановку внутри коллектива еще больше.

Лесного вызвали в центр под предлогом пройти серию обязательных тренингов, что, впрочем, в любом случае пошло бы ему только на пользу. Одновременно в неспокойный регион вылетела бригада лучших специалистов по финансам, менеджменту и праву. Компании стоило немалых средств оторватьот основных дел высокооплачиваемых специалистов и отправить их в длительную командировку. Вылетел туда со своего нового места работы и недавний руководитель представительства.

Постепенно проблемы на месте общими усилиями были улажены. Потери компании при этом были немалые: штрафы и финансовые ресурсы для решения неотложных вопросов оказались весьма ощутимым ударом по бюджету. Кроме того, во время катаклизмов и перемен сотрудники филиала оставались почти без присмотра. Часть ушла в поисках лучшей доли, не желая терпеть нервозную обстановку. Началась текучка кадров, что в условиях нехватки специалистов в небольшом городе могло и вовсе перерасти в стихийное бедствие. Однако специалистам по управлению персоналом, которых отправили на "прорыв", удалось взять ситуацию под контроль и даже назначить директора из местных сотрудников, который под их присмотром начал уверенно руководить коллективом, тем более что пользовался его поддержкой.

Шаг вперед и два назад 

Михаила Лесного между тем вернули в "родное" подразделение в головном офисе. Дела в его отсутствие там шли не так хорошо, как при нем. Расчет руководства был на то, что, по крайней мере, здесь все снова пойдет своим чередом. Лесной действительно был хорошим специалистом в своей области, и окончательное его увольнение не входило в планы руководства. Каждый может не справиться на новой должности, а на старой Михаил бы не подвел компанию, в этом можно было не сомневаться.

Однако и тут расчет начальства не оправдался. Лесной слишком серьезно переживал неудачу, а поскольку все обстоятельства были известны в головном офисе, не находил себе места, зная, что за спиной коллеги бурно обсуждают его профессиональные качества. Через три месяца самолюбие Михаила не выдержало, и он ушел сам, заявив, что хочет сменить профессию и сферу деятельности.

Иными словами, трудности для компании, руководство которой совершило, казалось бы, всего один неверный шаг, на этом не закончились. Оказалось, недостаточно просто исправить ошибочное действие, чтобы жизнь наладилась. Некоторые недальновидные решения стоят дорого.