Каретных дел мастер

Каретных дел мастер

Александр Чацкий требовал подать ему карету, чтобы бежать далеко-далеко. Сергею Пупынину и его клиентам карета нужна, чтобы жить здесь. Стабильно, долго и счастливо.


Сергей Петрович Пупынин открыл свою каретную мануфактуру в Тамбовской губернии в середине XIX века. В начале XXI Сергей Львович Пупынин открыл в Москве первый и единственный в России "Салон карет". Пупынин-второй приходится Пупынину-первому родным праправнуком, а значит, продолжателем семейного дела.


Лучшее - детям 

Управленец по образованию Сергей Пупынин вполне успешно занимался ландшафтным дизайном и садовой архитектурой, стал членом Королевского садового общества Великобритании. Построил усадьбу, купил детям лошадей...

- И тогда в очередной раз на семейном совете всплыла идея возрождения семейной традиции. И я решил поднять каретное дело. Было это три года назад. Я подумал: не может быть, чтобы Россия, которая всегда выезжала в цивилизацию на конях и повозках, всего этого лишилась. Откройте любой информационный справочник по товарам и услугам для Москвы и России - и вы не найдете там предложения карет.

- Я решил, что пора менять ситуацию, и попытался понять организацию производства конных экипажей. Ясно было, что производить их нужно на мануфактуре, то есть посредством ручного труда. Нельзя сделать карету, запустив конвейер, когда один человек крутит гайку, другой завинчивает болт. Потому что в результате получится не карета, а машина. Чтобы сделать настоящую карету, нужно в одном месте и в одно время собрать высококлассных мастеров 30 профессий.

Россия - страна идеи 

- Просканировав современный российский рынок, я понял, что в России организовать такую действующую высококачественную мануфактуру не удастся. Нет мастеров, совершенно утрачены все технологии, начиная от производства колеса и заканчивая производством корпуса. Оказалось, что в России можно родить идею каретного дела, но воплощать ее придется за границей. Что тоже непросто.

- Я изучал ситуацию в Европе: сам ездил по Германии, Австрии, другим странам...

Действительно, в Европе сохранены традиции упряжной езды - там это и хобби, и великосветское мероприятие. Но дажетам закрываются многие каретные мануфактуры - исключительно по причине дороговизны ручного труда. У меня была цель: среди оставшихся производителей карет выбрать человека, отвечавшего моим требованиям. Вопервых, он должен был понимать мою идею возрождения русского стиля и образа экипажей, карет и саней. Во-вторых, от него требовалась определенная пластичность: чтобы я приносил ему идеи и чертежи, а он с моей помощью создавал бы по этим чертежам продукцию.

В конце концов такой человек нашелся. ВПольше.

Его зовут Генрих Клинковский. Он создал свою мануфактуру на базе маленькой каретной мастерской своего тестя, так что для него это тоже семейный бизнес, тем более что сейчас в нем участвуют и его дети. Мы сразу нашли общий язык. Он влюблен в свое дело, и ему было интересно выпускать модельный ряд, отличный от европейского. Европейский рынок настроен на максимальную экономичность, там мало кто может позволить себе роскошь.

- А для России вы разработали роскошный модельный ряд? - И роскошный, и не только.

Я ввел свою классификацию карет и экипажей- от класса люкс до демократичного спорткласса.

Я сразу решил изготовить полный модельный ряд своих карет, где каждый экипаж был бы представлен в одном-двух экземплярах- для публичности, чтобы мой потенциальный покупатель увидел и понял, что ему нужно. Потому что карета, в отличие от машин, требует демонстрации. Скажем, если я называю модель "Мерседеса", то клиенту смотреть не обязательно- и так все понятно. Но если я говорю "Ландо-Версаль", он не поймет, о чем речь.

- Названия вы тоже сами придумали? - Нет, названия я взял традиционные, потому что 90% вещей, которые я делаю,- это точные копии исторических экипажей.

А чертежи я сделал сам, изучая русские и зарубежные архивы. Из этого анализа я понял, что чисто русского стиля экипажей никогда не было. В XIX веке представители среднего класса в Москве или Париже ездили практически на одинаковых экипажах.

Разница ощущалась только в каретах или санях экстра-класса, на которых ездили цари,- сюда уже русские мастера добавляли элементы декора, присущие русской помпезности.

Деньги - свои 

Хронология новейшего каретногодела в России выглядит так. Три года назад Сергей Пупынин решил - пора. Еще полтора года у него ушло на отслеживание рынка и поиск партнера. Потом начался этап переговоров, и только полтора года назад, собственно, произошел запуск производства. Под свой каретный проект Сергей Пупынин кредитов не брал, вложил личные средства.

В спокойном режиме: дом не закладывал, будущем детей не рисковал. Сумму он не называет, лишь говорит, что семья не была против, но и не считала, что происходит какое-то великое вложение денег. Первые- демонстрационные - кареты появились только в прошлом году. Дизайн для них тоже был разработан своими силами.

Индивидуальный пошив 

- Приглашенных дизайнеров у нас нет. Работая в ландшафтном дизайне, я обязан иметь хороший вкус, и он у меня есть. Поэтому дизайном карет я занимаюсь сам и даже завитушки всякие тоже сам рисую. Тем более что одинаковых экипажей у нас нет.

Это же не конструкторское бюро, где один раз сделали чертежи и поставили производство на поток.

За технологическую часть больше отвечает мой партнер, это он внес в производство карет дань современности в виде гидравлической тормозной системы, которая очень помогает кучеру и лошади в движении. Кроме того, в ступицах колес мы используем современные подшипники, что делает ход легким. И последнее: историческую группу наших экипажей мы покрываем современным автомобильным лаком - у него очень хорошие характеристики.

А так материалы мы используем только натуральные. Для классического экипажа- это натуральная кожа, это ковка: шасси у нас не сварные, часть к части, и способные оборваться, а именно кованые - протянутые как единое целое.

- Много времени занимает производство одной кареты? - Одна повозка делается до полугода. Такова технология. Например, наборный корпус кареты склеивается из сегментов ясеня размером со спичечный коробок каждый.

Ведь карета может использоваться при температуре как -30° С, так и +30° С. И нужно, чтобы при перепаде температур дерево не играло, не коробилось, не давало трещин.

На изготовление уникальных образцов типа царских карет могут уходить и годы. Другое дело - спортивные экипажи: они делаются быстрее,потому что почти полностью выполнены из металла, дерева в них мало.

- Где вы берете комплектующие? - Это как раз самое простое. Потому что дерево лежит на складе предприятия, а все эти итальянские кожи и немецкие краски просто покупаются. Ничего российского, кроме идеи и образа, в этих экипажах нет.

Чисто по-русски 

- Ну вот, вы придумали кареты, сделали, привезли их в Россию, где экипажи уже давно никто не производил, но никто их и не ждал. Как вы стали продвигать свою идею? - Начал я c создания сайта, который вполне адекватно передавал и передает наши предложения. Разместил рекламу в специализированных журналах, посвященных конному спорту. Привлек к сотрудничеству музеи: в Коломенском, в Кузьминках.

Именно там я размещаю свою продукцию, но не арендую у музеев помещение, а выставляю экипажи как часть экспозиции.

Кстати, именно музеи пока что являются моими основными клиентами. Они приобретают экипажи и сани, потому что за прогулку на таких экипажах клиент и платит до 5 тыс. рублей.

Несмотря на неожиданность предложения, клиенты к Сергею Пупынину потянулись. И не только корпоративные. Тем более что он не только продает кареты, но и сдает их в аренду. Двухчасовая прогулка в экипаже стоит от 420 у. е. до 980 у. е. Понятно, что сама карета не поедет, поэтому к ней еще понадобятся лошадь, упряжь и кучер. Все вышеперечисленное предоставляет партнер Сергея Пупынина за отдельную плату. Несмотря на то, что сумма набегает приличная, арендаторы находятся. Особенно в теплое время года. Чаще всего кареты нанимают для свадеб, юбилеев, семейных и корпоративных торжеств.

- А сколько стоит приобрести экипаж в постоянное пользование? - Стоимость варьируется от 200 тыс.

рублей за экипаж до 1-1,5 млн рублей за эксклюзивные заказные вещи.

- Что влияет на ценообразование кареты? - У цены есть несколько составляющих, например, наличие или отсутствие тормозов; отделка качественной искусственной или натуральной кожей; использование полированных нержавеющих колес для спортивных экипажей или крашеных металлических колес. В конце концов, цена экипажа складывается из стоимости материалов и работы, транспортировки, "растаможки" и хранения, а также из затрат, которые несет компания по продвижению продукта на рынке. Доставка экипажа получается довольно дорогой, потому что вещь это легкая, но объемная. Ее нельзя сложить и везти запакованной, как мебель из IKEA.

- А что это за люди, которые, несмотря на высокую цену, желают приобрести карету? - Во-первых, люди, которые хотели бы иметь лошадь, но в силу своего возраста или здоровья не могут ездить верхом. Впрочем, есть и такие, которые начинают не с лошади, а с кареты. Это вообще характерно для российского покупателя. Если европеец - это знаток, любитель с опытом, он хорошо понимает, какой экипаж и с какими именно функциями ему нужен, то наш хочет просто "конфетку". Иногда затем, чтобы привезти друзей и чисто по-русски показать: вот у меня есть такая машина, и такая машина, и еще карета. Круто! Клиент попал 

- Предположим, человек покупает у вас экипаж. Предположим, ему мало держать этот экипаж в гараже и хвастаться приятелям. Значит, ему придется покупать и лошадь...

- Да, к экипажу нужна лошадь, к лошади - плац, на котором с ней занимаются, потому что лошадь не машина и не может стоять неделю, а потом завестись и поехать.

Кроме того, к лошади нужен запас кормов и обслуживающий персонал в количестве не меньше трех человек: берейтор, который тренирует лошадь, конюх, который ухаживает за ней в конюшне, и кучер, который управляет упряжкой. Ну и конюшня, конечно, тоже. По совокупности, чтобы запустить все это, понадобится до $0,5 млн, а чтобы поддерживать на должном уровне - около $3-5 тыс. в месяц.

- Получается, если человек покупает экипаж, он крупно "попадает"? - Получается, так. И все же находятся люди, готовые вложиться. Некоторые действительно начинают не с лошади, а с экипажа, то есть с конца. А потом под это подтягивают весь "мир" с лошадьми и кучерами.

Впрочем, есть категория людей, которые начинают с начала, то есть с конюшни. Эти люди, строя усадьбы, сразу проектируют конюшню со службами. Потому что конюшню лучше строить сначала, а не когда тебе вдруг неожиданно дарят лошадь и ты не знаешь, что с ней делать. Кроме того, сейчас наблюдается тенденция приобретения больших - не меньше гектара- участков. Я это знаю, поскольку мой основной бизнес как раз связан с созданиемсадов и обустройством участков.

- Получается, что клиентов вы находите и через свою ландшафтную фирму? Предположим, приходит к вам клиент по вопросу сада, и он ничего не знает о вашем каретном деле. И вы ему так невзначай говорите: "А не хотите ли еще и конюшню построить? Карету купить?" - Так это и происходит. Я всегда декларирую, что если есть желание, то можно его осуществить.

- По какой финансовой схеме строятся ваши отношения с покупателями? - Клиент может купить экипаж из уже представленного здесь модельного ряда.

Тогда он сразу платит полную стоимость и получает свой экземпляр. Большинство так и делают, потому что не желают ждать.

Но если клиенту нужна оригинальная вещь, то мы заключаем с ним договор, на основании которого он платит 70% авансом и в котором должны быть указаны все параметры кареты: цвет, материал, тормоза...

А потом клиенту приходится подождать- от трех месяцев до полугода.

Карета как признак стабильности 

Свой каретный бизнес Сергей Пупынин запустил не корысти ради, а для души. И ничуть не жалеет о своих попытках усадить сограждан в кареты. Более того, он верит, что доисторическая каретная эра у нас закончится. В самое ближайшее время.

И тогда его услуги станут более чем востребованными. Если, конечно, не случится ничего плохого...

- На мой бизнес влияет много не зависящих от меня факторов. Например, развитие туризма, если это корпоративный клиент. А на туризм влияет вообще все: от политики до терроризма. А если мы говорим о частном клиенте, то какие нужны настроения и какие нужно иметь перспективы в жизни, чтобы человек решился купить большой участок земли, построить там усадьбу со всеми службами и быть уверенным, что завтра никто не придет и не сделает из этой усадьбы сумасшедший дом, а из конюшни - бойню? Наша история показывает, что так бывает и никто от этого не застрахован.

- Выходит, что развитие каретного дела - это показатель стабильности и благополучия страны? - Да! Так и выходит - от частного к общему. Кстати, я до нашего разговора никогда таким образом этот "вектор" не поворачивал. Нет менее ликвидной вещи, чем экипаж и лошади. Дорогую ракетку для тенниса можно продать, дорогой автомобиль - тоже. Точно так же с недвижимостью или яхтой. Но деньги в конюшню ты вкладываешь для жизни здесь. Потому что эти затраты не отобьешь. Человек должен верить: это моя земля, у меня ее никто не отнимет, все у нас идет хорошо, экономика моей семьи такова, что нам ничего не угрожает.

- Если судить по настроениям ваших клиентов, есть у них этот оптимизм? - Да, оптимизм есть.