218-ФЗ: регистрировать недвижимость можно онлайн

Инновации >> 27.02.2017
218-ФЗ: регистрировать недвижимость можно онлайн

Важной новостью в сфере операций с недвижимостью стало вступление в силу закона 218-ФЗ. В соответствии с новым законодательством,  документы в Росреестр могут быть поданы как в бумажном, так и в электронном виде.

Данные сведения содержатся в пункте 1 статьи 18. Первый вариант регистрации прав – подача печатных документов. Для этого заявителю необходимо лично посетить представителя службы или многофункциональный центр или направить документы почтой. Второй - новаторский способ – дает возможность подать заявление прямо из дома или офиса, в виде электронного документа. Каналом передачи информации может послужить портал госуслуг или официальный сайт Росреестра. Однако в обоих случаях необходимо использование квалифицированной электронной подписи.

Российское законодательство в области защиты информации регламентирует получение квалифицированной ЭП только у аккредитованных УЦ – организаций, которые получили разрешение Минкомсвязи. Чтобы заказать электронную подпись для сайта Росреестра, нужно подать заявку, оплатить получение (поскольку услуга платная) и собрать документы (они отличаются для физ. лиц, ИП и юр. лиц). Готовый ключ и прилагаемый к нему сертификат получатель забирает в центре выдачи. Далее ЭЦП может пройти проверку на сайте Россреестра: для этого пользователю нужно зайти в соответствующий раздел и загрузить сам документ и подпись (файл sig).

Другим знаменательным событием стал запуск реестра ЕГРН,  что было анонсировано еще в конце прошлого года. Новый ресурс объединил в себе сведения из Единого реестра прав на недвижимое имущество и Государственного кадастра недвижимости. Данные ресурсы, соответственно, упразднены. Это повлекло за собой и функциональные изменения – полномочия кадастровой палаты перешли к Росреестру. Но главный смысл преобразований сводится к тому, чтобы объединить два этапа – регистрацию и постановку недвижимости на учет – в один.

Какие выгоды от  этих изменений получают правообладатели? В первую очередь, обработка запросов ускоряется: вместо двух заявлений рассмотрению подлежит одно. Во-вторых, возможность подавать электронные документы позволяет не тратить времени на посещение учреждений. В-третьих,  все документы подтверждаются ЭЦП, а значит, с большей вероятностью не могут быть подделаны. Наконец, альтернативный – бумажный вариант – не теряет законной силы. Стоит, однако, учесть, что ответ от МФЦ придется ждать на несколько дней дольше.