Основатель PayQR предрек платежным системам скорую смерть

Основатель PayQR предрек платежным системам скорую смерть

По мнению основателя PayQR Г. Маркова, российские платежные системы ждет скорая смерть, если они не обзаведутся дополнительными опциями и сервисами. Выжить удастся разве что «Яндекс.Кассе» и, пожалуй, Qiwi. При этом даже такой гигант, как Webmoney также может уйти в небытие.

Марков отмечает, что онлайновые платежные сервисы, по сути, являются маломаржинальными. Поэтому для получения приемлемого дохода лишь с комиссионных платежей необходимо чтобы ежемесячный оборот сервиса составлял как минимум 5 млрд рублей. Однако, сегодня ни один платежный сервис в РФ не в состоянии похвастать таким оборотом. К примеру, оборот «Робокассы» составляет порядка 1,5 млрд в месяц, а «Яндекс.Кассы» — около 1,7 млрд.

Дело в том, что подобные сервисы в основном работают с мелкими клиентами, заработать на которых практически невозможно. Что касается крупных клиентов, то они, как правило, пользуются процессингом напрямую от банковских учреждений, поскольку банки предлагают им более выгодные условия. Таким образом, суммарный оборот всех российских платежных сервисов составляет где-то 20 млрд рублей в месяц. Следовательно, на рынке есть место лишь 2–3 крупным игрокам, которым под силу консолидировать эти средства.

В рамках своего развития рынок платежных систем может ориентироваться на две модели — китайскую и американскую. Однако, ему все же больше подходит китайская модель.

Дело в том, что, к примеру, PayPal зарабатывает огромные средства за счет комиссии главным образом благодаря значительным оборотам безналичных платежей в торговых интернет-площадках. Американцы традиционно оплачивают понравившейся им товар непосредственно сразу после его покупки, что позволяет платежным системам оперировать огромными средствами. Однако, у россиян совсем другая ментальность. Поэтому они предпочитают оплачивать приобретенный в интернет-магазине товар в момент его получения. Отсюда и незначительные обороты российских платежных сервисов.

Китайская платежная система AliPay пошла по другому пути. Разработчики из Поднебесной снабдили ее целым рядом разнообразных сервисов начиная от заказа такси или продуктов питания и оканчивая службой знакомств. В настоящий момент приложение AliPay установлено на 750 млн мобильных устройств. А если учесть тот факт, что в КНР всего проживает около 1,4 млрд людей, то, вычтя детей и стариков, можно утверждать, что приложение AliPay установлено на смартфоне каждого китайца.

Таким образом, вместо традиционных 2–3%, которые удерживаются российскими платежными сервисами в качестве комиссии, китайская платежная система получает 15–20% от размера первого чека, зарабатывая средства на разнообразных программах лояльности. Речь идет о привлечении новых клиентов в интернет-магазины, службы доставки, рестораны, кафе, розничные точки и т. п. Это позволяет AliPay превышать собственную маржинальность в разы за счет дополнительных сервисов.

По мнению Маркова, только такая модель работы может спасти российские платежные системы от вымирания.