«Яндекс» удовлетворил лишь 27% пользовательских требований об удалении информации

«Яндекс» удовлетворил лишь 27% пользовательских требований об удалении информации

Закон «о праве на забвение» вступил в силу 1 января 2016 года. За это время к «Яндексу» обратились 1348 человек с 3,6 тысячами заявок на удаление данных. Представители компании сообщают, что 27% из них было удовлетворено, а 73% – получили отказ, при том, что 9% заявок – были удовлетворены частично.

Около 30% заявок несли просьбу на удаление ссылок на неправдивые данные, 19% – были связаны с материалами о нарушении закона и 51% касались данных, которые уже стали неактуальны. В последнюю группу вошли заявки на удаление ссылок о судимостях, которые уже погашены, о преступлениях, срок давности за привлечение к ответственности к которым уже истек.

Около 70% обращений о погашенных судимостях были удовлетворены. После предоставления соответствующей справки пользователем, «Яндекс» принимал положительное решение. По другим причинам, в 80% случаев компания отвечала отказом. Обращения с просьбой удалить ссылки на недостоверную информацию были удовлетворены лишь на 10%, поскольку компания не имеет ни технической, ни правовой возможности проверить недостоверность всех данных, заявленных в требованиях пользователей. В этих случаях «Яндекс», для вынесения компетентного решения, советует обратиться в судовые органы.

«Яндекс» отмечает, что новый закон наделяет поисковики полномочиями правоохранительных органов и судов. При обсуждении положений закона говорилось, что принимая решение об удаление данных, нужно обращать внимание на их общественную значимость. Однако, как отмечают представители российского поисковика, этот пункт не был обозначен в документе. Они добавляют, что за время действия нормы к ним поступило около 700 обращений, в которых объект спора может представлять общественный интерес.

Компания намерена предложить варианты дополнений к закону: отсутствие требований удаления ссылок на недостоверные данные только после решения компетентных инстанций, добавить пункт об общественной значимости материалов, дать поисковикам самостоятельно решать, в какой форме к ним могут обращаться пользователи.