Справочно-заправочная станция

Справочно-заправочная станция

Московские власти явно обеспокоены качеством продаваемого в городе бензина и добросовестностью самих торговцев. Мосгордума приняла закон, обязывающий заправщиков под угрозой штрафа предоставлять потребителям исчерпывающие сведения о продаваемом товаре. Теперь АЗС будут проверять вдвое чаще. Однако бензин все равно лучше не станет, считают специалисты.



Вот картина недалекого будущего, как ее видят в департаменте транспорта и связи правительства Москвы. На каждой АЗС возле кассы появится информационная доска. На ней -- данные о сорте продаваемого топлива, его производителе, ГОСТ или аналогичный документ изготовителя, наименование поставщика, сведения о наличии и содержании в топливе присадок и добавок. В зимний период к этому перечню добавится информация о температуре застывания дизтоплива. А может, и еще чего -- состав информации, которую должны обнародовать продавцы топлива, пока предварительный. В тексте закона порядок предоставления этих сведений не оговорен, и правительству Москвы предстоит утвердить его специальным постановлением. Так что, возможно, в процессе работы над ним будет решено что-нибудь добавить.

Закон, уверены его авторы, послужит благой цели повышения качества продаваемого на столичных АЗС топлива. "Сегодня порядочность продавца, к сожалению, воспитывается только контролирующими органами,-- заявил "Бизнесу" руководитель департамента транспорта и связи Павел Златин.-- А теперь даже если потребитель не спросит о качестве товара, продавец топлива будет знать, что к нему могут прийти и проверить". Нарушителям грозит штраф -- 300-500 МРОТ с провинившейся фирмы и дополнительно 30-50 МРОТ с ее руководителя.

Контроль за исполнением нового закона поручат Московской инспекции транспортного комплекса, которая "вот-вот будет создана". В год эта структура обещает проводить не менее 2900 проверок АЗС, то есть каждую из 820 столичных заправок проверят в среднем 3,5 раза. На самом деле проверок будет больше -- ведь помимо создаваемой инспекции, контроль за АЗС уже осуществляет московский департамент природопользования и охраны окружающей среды. А поскольку недавно в Москве были ужесточены экологические стандарты на топливо, число проверок АЗС возросло и со стороны департамента природопользования.

"Это абсурд! В одном городе в результате появляется две структуры, которые по одним и тем же параметрам будут проверять организации,-- возмущается генеральный директор сети заправок "Гранд" Евгений Аркуша.-- Должна быть одна система контроля качества и единые правила игры. Мы должны их понимать, а сейчас их понять невозможно",-- добавляет он.
Крупные производители топлива, напротив, отнеслись к новому закону весьма благожелательно. "Его появление осложнит работу недобросовестным участникам рынка, а добропорядочным компаниям выполнять новые правила несложно, даже если речь идет о двойном контроле,-- заявил "Бизнесу" руководитель пресс-службы ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгой.-- Так что мы действия властей по усилению контроля на рынке нефтепродуктов целиком и полностью поддерживаем. Нас тоже не устраивает ситуация, когда недобросовестные торговцы бросают тень на весь бизнес".
Такой разброс мнений легко объяснить. Современные НПЗ, производящие высококачественное топливо, способны обеспечить не более четверти отечественного топливного рынка, пояснил "Бизнесу" аналитик ИК "Группа компаний "Регион"" Константин Гуляев. Причем все эти НПЗ принадлежат крупным компаниям, которые в основном обеспечивают бензином свои заправки, предпочитая остальные объемы топлива и сырья экспортировать. "Независимые АЗС, которые в столице, например, занимают около четверти столичного рынка, рыщут в поисках поставщиков, зачастую тщетно",-- говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. И иногда заправщики просто вынуждены идти на обман. "Зачастую на АЗС продается фальсифицированное топливо,-- пояснил Сергиенко.-- Кустарным способом из прямогонного бензина изготавливается жидкость, которой теоретически можно заправляться".
Впрочем, дело не только в дефиците качественного топлива. Прямогонный бензин не облагается акцизом, он дешев, так что разливать его на заправках просто-напросто выгодно. Тем более что заправщики ничем особенно не рискуют. "О претензиях за некачественный бензин давайте забудем,-- говорит Григорий Сергиенко.-- По нынешнему законодательству топливо должно соответствовать только основным стандартам безопасности. Все остальное продавец в соответствии с законом "О техническом регулировании" может выдерживать по своему усмотрению".