«Иностранные операторы опоздали с выходом на российский выставочный рынок»

«Иностранные операторы опоздали с выходом на российский выставочный рынок»

Еще 15 лет назад операторам выставок приходилось буквально на пальцах объяснять потенциальным участникам о маркетинговых возможностях подобного способа налаживания контактов с потребителями. О становлении российского выставочного рынка и о сегодняшней ситуации на нем корреспонденту газеты "Бизнес" Илье Минову рассказал генеральный директор компании ITE Александр Шталенков.


- Каким был российский рынок выставок, когда ваша компания пришла на него? 


- В начале 1990-х рухнула госмонополия на выставочную деятельность и была упразднена союзная система экспоцентров. В то же время в Россию устремились иностранные компании. Необходимые им коммуникации с потребителями могли обеспечить только коммерческие выставки.

ITE прочувствовала эту необходимость, результатом чего и стало проведение в 1992 году сразу нескольких выставок, среди которых "Путешествия и туризм" (MITT) и "Мотор шоу". На сегодняшний день MITT занимает третью позицию в мировом рейтинге туристических выставок. Однако 14 лет назад нам пришлось потратить немало сил, чтобы убедить компании приехать на нее. Фактически эта выставка и сформировала туристический рынок: сейчас наши первые участники являются ведущими туристическими операторами страны. В первый же год работы "Мотор шоу" присутствовало 79 фирм из 19 стран. Среди выставленных там автомобилей были Alfa Romeo, Audi, Volvo, Cadillac и др.

- Что изменилось с тех пор? 

- Если раньше на выставки в основном съезжались иностранные компании, то теперь значительная доля экспонентов - это представители российского бизнеса. Стоит отметить, что сейчас этот рынок растет вместе с экономикой.

В России ежегодно проводится около 3 тыс. выставок, которые собирают свыше 200 тыс. участников и 18 млн посетителей.

- Какие наиболее известные брэнды вам удалось привести в Россию? 

- Большинство компаний благодаря участию в наших выставках с успехом работают в России. Многие из них открыли представительства, другие работают через дилеров, а некоторые образовали совместные предприятия с отечественными производителями. Помимо товарных брэндов мы привезли в Россию и брэнды выставочные.

Прежде всего это, конечно же, "Моторшоу". Наиболее крупным на постсоветском пространстве считается проводимый в Москве автосалон, собирающий крупнейших автопроизводителей со всего мира. Другим крупнейшим проектом ITE стала строительная выставка "Мосбилд", которая сегодня не вмещается ни в один столичный выставочный комплекс. Она занимает сразу две площадки - "Экспоцентр" и "Крокус Экспо".

Кроме того, ежегодно мы запускаем в России ряд новых проектов. Например, в этом году мы впервые провели осеннюю туристическую выставку Select Travel Expo, фестиваль для будущих мам, детей и их родителей BabyTime, выставку и конференцию по собственным торговым маркам розничных сетей PLMC.

Мы также приобрели несколько известных выставочных брэндов, среди которых "Бытхимэкспо".

Еще одним направлением нашей работы на российском рынке стало проведение совместных выставок с другими операторами. Например, вместе с "Мессе Франкфурт" мы организуем выставку "Автомеханика. Москва", которая пройдет в мае 2007 года. Я думаю, выбор немецкого оператора на нашу компанию пал неслучайно: ежегодно мы проводим более 150 выставок, половина из которых проходит в Москве и Санкт-Петербурге.

Общая площадь наших площадок в прошлом году составила 341 тыс. кв. м.

- Стоит ли ожидать в ближайшее время массового прихода в Россию иностранных операторов? 

- Большинство из них опоздало с выходом на российский рынок. Практически все тематики, по которым можно проводить выставки, уже охвачены. Даже крупным компаниям отвоевать рынок будет тяжело.

Прийти в Россию можно только при условии объединения с уже известным выставочным оператором.