Возможно ли вернуть аванс, если и речи не идет про отказ от договора?

Платёжные системы >> 20.10.2016
Возможно ли вернуть аванс, если и речи не идет про отказ от договора?

Имеет ли право клиент думать, что сумет вернуть деньги, в частности за аванс, если откажется от договора с компанией за какую-либо услугу? Например, поставку товара. Сейчас будем разбираться, потому что на этот счет имеются два мнения, и они диаметрально противоречивы. Одни специалисты считают, что на это он имеет полное право. Они абсолютно правы, если учитывать определенные частности.

Пример ситуации

Например, если клиент оказался в такой ситуации: он выплатил аванс за поставку, а ее не состоялось. Разумеется, в этом случае заказчик должен иметь полное право забрать аванс и вообще осуществить отказ от договора, разве не так? Так могут подумать многие, кто попал в такую ситуацию. Но по закону заказчики не могут рассчитывать даже на возврат аванса без прерывания действия договора. Об этом говорит ст. 457 ГК России, причем не к определенному пункту, а ко всей статье в целом. Но есть один нюанс. По закону, поставщик возвращает предоплату, если работа по доставке не была выполнена в оговоренный заранее срок. Но именно с понятием «установленный срок» могут возникнуть проблемы. Это понятие отсылает нас к ст. 487 ГК РФ. А точнее, к пункту 3. В этом случае требования о возврате аванса правомерны. Но не о прерывании договора в целом. Даже с истечением срока поставки договор не может быть прекращен. Об этом говорит ст. 425 п.3 ГК РФ. В указанном случае он продолжает действовать до того момента, пока сторонами не будут исполнены все обязательства. То есть, покупатель не может требовать аванс. Потому что он будет требовать исполненного по договору, который на данный момент не прекращен. Соответственно, и обязательства по договору продолжают действовать. В некоторых ситуациях покупатель может расторгнуть договор, но это уже редкие прецеденты, которые случатся не так часто. Без этого возврат аванса невозможен.

А как быть, если возникли иные претензии к поставщику, но обращаться в суд не хочется?

Тут речь идет про претензионный порядок, досудебный порядок, претензионный порядок урегулирования споров. Попробуйте решить вопрос таким образом и если возникли проблемы с поставкой товара, в результате которых были нарушены ваши права. Если вы, разумеется, заказчик.

В чем преимущества досудебного решения споров?

  1. Нет дополнительных денежных затрат. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если ответчик готов идти навстречу истцу и возместить ущерб.
  2. Отсутствие такого непростого дела, как подача иска в суд. В этом случае важного соблюсти все формальности. В том числе и если дело касается такого не всегда простого вопроса, как возмездное оказание услуг.
  3. Расходы, связанные с обращением к специалистам. Неспециалист только может составить правильное исковое заявление, если ему повезет. А услуги специалистов в юриспруденции стоят денег.