Российский онлайн-бизнес может лишиться иностранных инвестиций

Аналитика >> 21.10.2014
Российский онлайн-бизнес может лишиться иностранных инвестиций

Инвестиции в российский e-commerce значительно упали. Западные инвесторы просто теряют интерес к онлайн-торговле с Россией. За западными коллегами следуют и российские инвесторы. Уже по предварительным итогам этого года известно, что он проиграет в количественном соотношении вложений по сравнению с прошлым.

Марина Трещова, гендиректор Fastlane Ventures, поясняет, что ситуация получается очень неприятная для российского онлайн-бизнеса. Венчурные фонды Запада сворачивают свои инвестиционные программы на отечественном рынке, и, в лучшем случае событий, их вложения могут остаться на уровне 2013 года, хотя все идет к тому, что они будут ниже.

Такая ситуация складывается на основании антироссийских санкций, введенных США и Западом. Российские интернет-компании существуют в основном за счет иностранных инвестиций, доля которых составляет значительную часть в общем объеме. В 2013 году было привлечено всего 667 миллионов долларов вложений в отрасль, и половина из этой суммы пошла на развитие российской онлайн-торговли. Также часть денег ушла на улучшение маркетинга, расширение ассортимента товара, обучение и привлечение персонала, развитие логистики.

Сейчас эксперты предсказывают существенные потери для рынка. Российским игрокам интернет-торговли периодически нужны инвестиции для развития, пока они не достигают желаемых размеров. Если нужных средств не находится, то компании вынуждены для сохранения бизнеса уменьшать свои издержки, экономить, отказываться от грандиозных маркетинговых акций, увольнять персонал. В худшем случае организации могут закрыться.

При недостатке инвестиций пострадает в большей части программа регионального развития. Остальные неэффективные игроки уйдут вообще из этой отрасли.

Стоит отметить, что российский рынок e-commerce развит слабо, а зарубежные инвесторы проявляют интерес к нему в долгосрочной перспективе. А в современной ситуации венчурные фонды относятся с опаской к подобным вложениям.

Экономист Михаил Бычков отмечает, что законодательство в России, регулирующее e-commerce, постоянно меняется, что приводит к снижению порога рентабельности бизнеса.